teacherРабота ИТ-отдела неизбежно связана с нововведениями. Это конечно хорошо, но человек так устроен, что любые отхождения от привычных обыденных дел, он воспринимает с нежеланием. И только потом, когда ему объяснят, что новое сделано для него и облегчит ему и без того не легкую жизнь, у вашего нововведения появится шанс прижиться. А теперь представьте коллектив из сотен, тысяч таких людей до которых нужно довести ваше видение или решение их же проблем. Пообщаться с каждым не хватит и жизни, снимать актовый зал и устраивать лекции? Я думаю не каждый на это способен.

В этот момент приходят на помощь системы дистанционного обучения. С их помощью легко можно подготовить необходимый материал в удобочитаемом виде, придумать тесты и раздать всем сотням сотрудникам веб-адрес центра обучения и пусть повышают профессиональные знания дома. Логично? Я думаю вариант оптимальный. Осталость только выбрать эту систему.

Т.к. это первый опыт работы нашей компании с дистанционным обучением, мы решили пойти по пути свободно распространяемого ПО для экономии бюджета (кризис как никак).

Список известных систем оказался достаточно большим http://en.wikipedia.org/wiki/Category:Free_educational_software

После начального отсева в поле зрения попали три, как я считаю самые достойные системы: eFront (http://www.efrontlearning.net/), Moodle (http://moodle.org/) и ILIAS (http://www.ilias.de/)

Все системы работают на схожей платформе PHP + MySQL поэтому с установкой на сервер проблем быть не должно. Для тестов можно использовать платформы типа Денвер, XAMPP, LAMP и прочие.

ILIAS Open Source LMS

personal_desktopКапитальный подход во всем — это первое что бросается в глаза.

Основные особенности:

  • Список реализованного функционала просто огромен
  • Сертификации (SCORM 1.2 RTE Level 3 Certified, SCORM 2004 3rd Edition Certified)
  • Великолепная система контроля прав доступа «до последнего винтика»

При всем богатстве функционала пришлось от данной системы отказаться ввиду слишком тяжелого интерфейса как для учителя, так и ученика. Совершенно непонятная и нелогичная система «набивания» контента по блокам: параграф — новый блок, изображение — новый блок, таблица — новый блок. Как будто разработчики про магическое сочетание букв WYSIWYG не слышали вовсе. Также настораживает полное отсутствие русскоязычной аудитории проекта и достаточно скудная документация.

Резюме: Очень хорошая, проработанная система для больших центров обучения.

Moodle

moodle_demoПосле монстроидального ILIAS система Moodle воспринимается как игрушка, очень простые меню, минимальные настройки. Совершенно логичная система курсов и уроков. Простое меню, простые настройки. Незамысловатый интерфейс. Все очень просто, но работает.

Недостатки:

  • Отсутствует нормальный перевод. Если требуется серьезное решение придется переводить самостоятельно
  • Очень аскетичный дизайн, в XXI веке хотелось бы побольше изысков.
  • Неудобный редактор содержимого если добавить TinyMCE или WysiwygPro составители курсов сказали бы спасибо. Отдельно хочется отметить неудобство работы с картинками.

Резюме: Подходит для нетребовательных небольших и средних проектов.

eFront

efrontНе зря прямо в шапке официального сайта написано Web 2.0 eLearning Platform — вся система пронизана динамичным содержимым, что очень приятно, но, к сожалению, работает не всегда так как хочется.

Система действительно красива и при этом удобна в использовании. Кнопки находятся именно там где их ожидаешь, хотя не всегда находишь некоторые функции (например изменение порядка следования уроков или глав, оказывается надо открыть спец. окно с редактором порядка следования и уже далее с помощью привычного drag’n’drop можно делать все что угодно).

Серьезный, на мой взгляд недостаток системы, это распределение ролей. По умолчанию в системе есть три роли: Администратор, профессор и студент. Так вот, Администратор не может быть профессором и редактировать уроки, а профессор не может просмотреть свои курсы как Студент. Поэтому приходится заводить в системе несколько учетных записей под разные нужды.

Редактор содержимого, в отличие от остальных систем, наиболее полный по функционалу, но все равно не дотягивает до требуемого уровня. Курсы набранные в текстовых редакторах Microsoft Word или OpenOffice Writer вставлялись без труда и потери форматирования, что сэкономило массу времени.

Стоит отдельно отметить встроенную систему резервного копирования — она реально работает и помогает!

В остальном система показала себя положительно и успешно используется на практике.

Резюме: Идеально подходит для небольших и средних центров обучения.