Развитие бизнеса приводит к постоянному росту парка ПК и серверов и рано или поздно перед многими системными администраторами и руководителями ИТ отделов встает задача учета всей компьютерной и офисной техники. Как грамотно организовать учет? Как выбрать правильное программное решение, на что еще обратить внимание? Я попытаюсь рассказать о некоторых типовых решениях этого вопроса. И остановлюсь на продукте от компании СофтСервис, который сам использую не один год.

Первое, что приходит на ум — пройти все компьютеры и по предварительно разработанной карточке описать все компьютеры в офисе, с помощью Excel или Access можно составить картотеку рабочих мест и отчасти решить задачу. Все сложности начинаются потом, когда приходится переставлять компьютеры, менять мониторы, мышки. Тут легко запутаться в перемещениях — Excel не позволит хранить их историю. Но для небольшой компании это, пожалуй, единственный и бесплатный способ учета техники. Развитием данного метода учета являются программные продукты такие как Everest от компании Lavalys (http://www.lavalys.com/), основная цель данных продуктов сбор всевозможных данных о компьютере: аппаратная конфигурация, список установленных программ, драйверов, service pack’ов и еще много чего (список на трех страницах прилагается :) ).

При наличии корпоративной лицензии все собранные данные поступают в единую БД и там хранятся. Хорошие программы еще позволяют отслеживать изменения конфигураций компьютеров, но для этой функции обычно требуется установка специальных агентов на все компьютеры в локальной сети предприятия.

С развитием бизнеса и ростом парка ПК накладные расходы по ведению картотеки увеличиваются, возникает потребность в расширении учета, необходимо не только учитывать факт наличия единицы техники на рабочем месте, но и ее стоимость, затраты на обслуживание, историю перемещений, поставщиков и прочие характеристики. Простые программы инвентаризации в таком случае бессильны, приходит время внедрения решений по управлению конфигурацией (http://en.wikipedia.org/wiki/Configuration_Management_(ITSM)). Этот процесс очень хорошо описан в методологии ITIL.

В свое время задавшись целью привести учет компьютерной техники в порядок, я наткнулся на разработку челябинской компании СофтСервис (http://www.softservice.ru) продукт под названием Бизнес-Плюс:Оборудование (http://www.business-plus.ru/). После демонстрации и пробной версии приобрели продукт, о чем я не жалею. За 2 с лишним года использования программы выявили много плюсов и минусов, но обо всем по порядку.

Система позволяет вести учет практически всех единиц техники, встречающихся в реальной жизни, компьютеры, комплектующие, сетевое оборудование, копировальная техника, даже мебель и сопутствующие товары. За счет чего достигается такая гибкость? Во-первых, за счет характеристик конфигурационных единиц, у каждого типа конфигурационных единиц есть свой набор уникальных характеристик, например, жесткие диски можно учитывать по объему, типу интерфейса, а оперативную память, по слоту, частоте и объему.

Обычно головную боль вызывает учет системных блоков и комплектующих в нем, возможны две стратегии: учет по комплектующим, и учет по системным блокам в целом. Программа позволяет реализовать обе политики учета, но я рекомендую остановиться на следующем варианте: при поступлении системного блока от поставщика заводить его как единым целым — одной строкой, а далее при модернизации добавлять к нему отдельные позиции комплектующих. А для большей гибкости у системного блока можно ввести типовые характеристики, Частота ЦП, Объем памяти, Объем жесткого диска, и т.п. Этот подход очень удобен тем, что дерево конфигурационных единиц не перегружено, и не требуется много времени для прихода нового товара и, тем не менее, обеспечивает должный уровень детализации.

Я не буду останавливаться на стандартных функциях, которые присутствуют у всех систем такого класса, а постараюсь описать лишь самые интересные и, на мой взгляд, самые востребованные.

1. Удобное иерархическое представление рабочих мест в организации с любым уровнем детализации, например, «Район»-«Торговая точка»-«Кабинет»-«Рабочее место», мало того, на каждый уровень можно сделать графическую схему расположения элементов.

2. Полный цикл учета всех работ и операций с оборудованием, приход, расход, обслуживание, выработка и т.п.

3. Иерархическое отображение конфигурационных единиц на рабочем месте: наглядно отделяется компьютерная техника от офисной техники и ПО, при этом уровень группировок формируется на основе шаблонов, и может быть различным для каждого пользователя системы.

4. Работа по ШК. Для мгновенного поиска оборудования можно использовать сканер ШК. При сканировании курсор будет установлен на нужную конфигурационную единицу. При приходе товара, заводим одной строкой наименование и с помощью сканера привязываем штрих кода

5. Учет работ по нормативам и автоматический учет выработки. Система позволяет отслеживать все виды работ производимых с оборудованием, а также, например, при замене картриджа, позволяет автоматически проставлять число отпечатанных страниц (параметры выработки).

6. Печать штрих-кодов. При инвентаризации оборудования можно самостоятельно, прямо из программы, печатать необходимые штрих кода, для наклейки на оборудование.

7. К каждому рабочему месту можно задать набор произвольных характеристик (например, IP-адрес, имя компьютера) и с помощью несложных plugin-ов настроить параметризованный запуск прикладного ПО, например UltraVNC, ping, что позволит сэкономить время администратора на выполнение некоторых типовых задач.

8. Возможность подключения терминалов сбора данных для проведения инвентаризаций. Если честно этой функцией воспользоваться не удалось, из-за отсутствия самих терминалов, инвентаризации проводили на обычных ноутбуках с подключенным сканером ШК.

И многое другое.

В итоге могу сказать следующее, за два года работы с программой мы на столько привыкли к ней и ощутили всю пользу от тотального контроля над парком оборудования, что уже не представляем свою деятельность без Бизнес-Плюс:Оборудование.

Отдельное слово хочу сказать о команде разработчиков, ребята усердно трудятся над совершенствованием программы и постоянно вносят новый функционал, они с удовольствием общаются со своими клиентами и достаточно быстро вносят все пожелания в список доработок на следующий релиз.

p.s. Несколько дней назад вышла версия 2.0 с полностью открытым кодом и без аппаратных ключей защиты. Что открывает поистине неописуемые возможности для модернизации. Мы уже задумываемся, как прикрутить к этой системе Support Desk.<—>